СЕМЕЙНЫЕ СПОРЫ И КОНФЛИКТЫ |
|
Юридические вопросы, проблемы, их решения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВЫ ЧИТАЕТЕ РАЗДЕЛ: |
|
РЕЖИМ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА |
|
|
|
|
|
Одной из новелл российского судопроизводства
стало массовое обращение граждан в суды с исковым заявлением об определении
режима воспитания несовершеннолетних детей. К сожалению, отсутствие четкой
детализации норм права в Семейном кодексе и некоторых других законодательных
актов, приводят не только к массовому правовому нигилизму граждан, но и создают
серьезные проблемы ведения дела в суде для юристов. Единственный выход из данной
ситуации – тщательное изучение практики данной категории дел суде.
Прежде
всего, необходимо усвоить, что базовыми (и, по – сути, единственными) статьями
Семейного кодекса, которыми необходимо оперировать в суде являются ст. ст. 64,
65 и 66 Семейного кодекса РФ:
Статья 64. Права и обязанности
родителей по защите прав и интересов детей
1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители
являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и
интересов в отношениях с любыми физическими и
юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. 2.
Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между
интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между
родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя
для защиты прав и интересов детей.
Статья 65. Осуществление родительских
прав
1.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами
детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их
родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять
вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы
воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое,
унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию
детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам
детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования
детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и
с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между
ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и
попечительства или в суд.
3. Место жительства детей при раздельном проживании
родителей устанавливается соглашением родителей.
При отсутствии соглашения спор между родителями
разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом
суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам,
возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения,
существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку
условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей,
материальное и семейное положение родителей и другое).
Статья 66. Осуществление
родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с
ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком
образования.
Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению
ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и
психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.
2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке
осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.
Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с
участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).
3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры,
предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном
невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от
ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов
ребенка и с учетом мнения ребенка.
4. Родитель, проживающий отдельно от
ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных
учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и
других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано
только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны
родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном
порядке.
Прежде всего, для обращения в суд гражданину необходимо
иметь в виду, что на него возлагается обязанность сбора необходимой
документации, которая является неотъемлемой частью искового заявления.
Приводимый ниже перечень приложения к исковому заявлению, безусловно, не
является ни исчерпывающим, ни строго обязательным, так как основания обращения
в суд и обстоятельства дела могут повлиять как на количество документации, так
и на отсутствие либо обязанность ее представления.
Перечень прилагаемых к исковому заявлению документов:
1. Свидетельство о браке
(либо расторжении брака.)
2. Свидетельство о
рождении ребенка (детей)
3. Справка с места работы
о должности и размере заработной платы либо документ, подтверждающий наличие
доходов.
4. Характеристика с места работы (при ее наличии)
5. Выписка из домовой
книги.
6. Копия финансового
лицевого счета либо карточка собственника.
7. Справка из детского
дошкольного учреждения либо школы и характеристика на ребенка (детей).
8. Справка из психо-неврологического и
наркологического диспансера на родителя.
9. Квитанция об оплате
госпошлины.
Стоит обратить внимание на так называемые "трудности" в сборе
вышеуказанных документов. Как правило, для лица, которое обращается в суд с
вышеуказанным иском, возникает "непреодолимая" проблема в приложении
к заявлению свидетельств о браке (расторжении брака) и (или) рождении ребенка
(детей). Данная проблема, как правило, объясняется нахождением свидетельств у
супруги (супруга). Решение данной проблемы элементарно – необходимо обратиться
в орган ЗАГС по месту регистрации факта заключения (расторжения) брака и (или)
факта рождения ребенка. Для получения дубликата свидетельств не требуется
присутствие противоположной стороны. Единственное, что вам потребуется - это
ваш паспорт либо удостоверение личности. Процедура получения данных документов
составит несколько минут. Документация о месте проживания заявителя можно
получить в ДЭЗе или ЕИРЦ. Остальная документация – в
соответствии с ее принадлежностью к организации.
Обратите
внимание: вся документация (за исключением квитанции об оплате государственной
пошлины) прилагается к иску с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
Таковыми являются ответчик и третьи лица (органы опеки и попечительства).
Суд вправе истребовать дополнительную
документацию по делу и вправе обязать предоставить ее в суд. Для этого в суде
Вы должны получить запросы в организации, из которых суд Вас просит
предоставить документацию.
Основополагающим
документом в ходе судебного разбирательства является исковое заявление. Не
стоит злоупотреблять ссылками на статьи законов либо иные нормативные акты –
суд не нуждается в поучительных лекциях и не имеет нужду в проведении
экзаменов. Так же не имеет значения - будет Ваш иск напечатан или написан от
руки. Кроме того, при подготовке к судебному процессу не стоит полагаться на
"советы" знакомых или случайных советчиков в здании суда. Как
правило, их знания ограничиваются информацией полученной в собственном
процессе, который может никак не соприкасаться с Вашим.
Особо
стоит уяснить: ни судья, ни секретарь, ни любой иной работник суда не обязан и,
более того, не вправе Вас консультировать. Гражданину, обратившемуся в суд,
стоит запомнить, что никаких "бланков" исковых заявлений не
существует в принципе, есть только образцы исковых и иных заявлений, которые,
как правило, находятся на стендах у канцелярии суда. Однако данные исковые
заявления содержат только обязательные реквизиты иска, но никак не информацию,
которую Вам необходимо изложить суду для успешного решения Вашей проблемы. В
иске стоит ограничиться прямым указанием на нарушении Вашего права с указанием
мотивов противоположной стороны, побудивших нарушить его Ваши законные интересы
и права.
Пример искового заявления об
определении режима воспитания ребенка:
В ___________________________ РАЙОННЫЙ СУД города МОСКВЫ
ИСТЕЦ: __________________________ (Ф.И.О.), проживающий по адресу:
ОТВЕТЧИК: __________________________ (Ф.И.О.), проживающая по адресу:
Третье лицо: Органы опеки и попечительства Муниципалитета _________
(адрес)
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ об определении режима воспитания
ребенка.
С момента прекращения
семейных отношений, родители несовершеннолетней _______________________
(Ф.И.О.) проживают раздельно. Ребенок
проживает с матерью по адресу:____________________________.
Как в период совместного
проживания с ребенком, так и после прекращения семейных отношений сторон, истец
постоянно заботится о здоровье и воспитании ребенка, вместе с ребенком
неоднократно посещали цирк, зоопарк, музеи и т.д. Истец всегда приобретал
необходимые для ребенка вещи, лекарства, игрушки, школьные принадлежности. У
ребенка с отцом сложились добрые отношения, базирующиеся на взаимопонимании и
любви.
Истец проживает в
однокомнатной благоустроенной квартире, где имеется спальное место для ребенка,
письменный стол, игрушки для ребенка, книги. Истец имеет стабильный заработок,
в состоянии обеспечивать ребенка всем необходимым, заботиться о здоровье и
воспитании дочери, не лишен и не ограничен в родительских правах.
После расторжения брака
между истцом и ответчиком возник конфликт, связанный с осуществлением
родительских прав в отношении дочери.
С ________________ (месяц,
год) ответчик отказала бывшему супругу во встречах с дочерью, перестала пускать
его в квартиру, где сама проживает с ребенком. Так же истцу было отказано в
общение с дочерью даже по телефону.
После того, как истцу было
отказано во встречах с дочерью, он предпринял попытку общения с ребенком без
присутствия матери, а именно – стал посещать школу, где учится дочь. Однако, после предпринятых попыток истца посещать ребенка в школе,
ответчиком было написано заявление в школу, где учиться ребенок, с требованием
оградить ребенка от общения с отцом и не позволять ему забирать дочь из школы.
После очередного посещения истцом школы, классный руководитель ребенка отказала
истцу в возможности забрать ребенка из школы. На вопрос о причине данного
действия, истцу было сообщено, что директором школы было получено заявление от
матери ребенка об ограничении возможности общения отца с ребенком, после чего
дочь истца был выведен из школы через черный ход бабушкой ребенка.
Истец неоднократно обращался
к ответчику о добровольном определении удобного для ребенка режима проведения
времени с отцом, однако ответчик категорически отказалась от таких предложений,
мотивируя это тем, что сама будет определять с кем и когда общаться ее дочери.
Данные факты свидетельствуют
о том, что ответчик неправомерно ограничивает права отца ребенка, а также
нарушает права ребенка, противодействуя
общению несовершеннолетней дочери с отцом.
Сложившаяся ситуация
негативно отражается на воспитании и психике ребенка, так как ответчик систематически
настраивает дочь против отца, навязывая ей свое мнение о "плохом
отце" - ответчике. Данный факт подтверждается неоднократными скандалами,
устраиваемыми ответчиком в присутствии ребенка, с употреблением ненормативной
лексики в адрес истца. После скандалов ребенок стал замкнутым и необщительным,
что негативно отразилось на его здоровье.
Во время общения
ответчика с дочерью, ребенок никогда не возражала против совместного проведения
времени с отцом, всегда была рада его видеть. Истец никогда не отказывался от
общения с ребенком, был и остается примерным отцом для несовершеннолетней
дочери. В соответствии со ст. 66 Семейного
кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с
ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком
образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать
общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред
физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Данная
норма закона систематически нарушается ответчиком, поведение которой является
проявлением эгоистичности и неуравновешенности характера. Кроме того, в соответствии со ст.65
Семейного кодекса РФ все вопросы, касающиеся
воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию
исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Данная норма прямо указывает
на неправомерность действий ответчика, которая полностью, изолировала истца не
только от общения с дочерью, но и лишила возможности получения информации о
здоровье и учебе ребенка.
На основании изложенного и
руководствуясь ст.ст.65,66 Семейного кодекса РФ ПРОШУ:
Определить следующий порядок общения несовершеннолетнего ребенка, ________________года рождения с отцом – _________________ (Ф.И.О.)
- истец имеет
право на общение и проживание с ребенком каждую вторую и четвертую неделю
месяца с 15.00 пятницы до 18.00 субботы включая ночное время на
территории (жилом помещении, отвечающим условиям соответственно возраста и
особенностей состояния здоровья ребенка) в пределах города Москвы и Московской
области без присутствия матери ребенка.
- Истец имеет право на общение с
ребенком каждую первую и третью неделю месяца с 11.00 до 18.00 воскресенья на территории (жилом
помещении, отвечающим условиям соответственно возраста и особенностей состояния
здоровья ребенка) в пределах города Москвы и Московской области без присутствия
матери ребенка.
- Истец имеет право на общение с ребенком без присутствия матери ребенка, в следующие праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации, а именно: 8 марта Международный женский день, 9 мая - День Победы с 11.00 до 18.00.
- истец имеет право на
общение и проживание с ребенком в каникулярное время дочери на следующих условиях и в
следующем объеме:
1.) В летнее время
–30 (тридцать) календарных дней в течении июля месяца.
2.) В период времени
весенних каникул ребенка соответственно количеству календарных дней
каникулярного периода времени.
Приложение:
1. Две копии искового заявления.
2. Три копии свидетельства о браке.
3. Три копии свидетельства о
расторжении брака.
4. Выписка из домовой книги (с
двумя копиями).
5. Три копии финансового лицевого
счета.
6. Справка с места работы (с двумя
копиями)
7. Характеристика с места работы (с
двумя копиями)
8. Квитанция об оплате госпошлины
(10 руб.)
"_____ "
_____________ 200___ года
____________ (Ф.И.О.), подпись.
***
Обратите внимание на подсудность и подведомственность иска об определении режима воспитания ребенка (детей). Данная категория исков подается только федеральному судье и только по месту жительства.
Местом жительства гражданина является место постоянной регистрации (прописки). В случае если гражданин не имеет постоянного места жительства на территории РФ, гражданин вправе подать исковое заявление по месту последнего проживания ответчика в РФ. Однако нередки случаи, когда ответчик не проживал и не проживает на территории РФ и выезд в государство, где проживает ответчик более чем затруднительно. В таком случае наиболее целесообразно совместно с иском об определении режима воспитания ребенка (детей), заявить требование о взыскании денежных средств (алиментов) с ответчика на содержание совершеннолетнего ребенка (детей). Таким образом, у истца появляется право подачи иска по месту своего жительства (прописке) – ст. 29 п.3. ГПК. В случае несогласия суда с определением Вами подсудности и нежелании принятия иска, Вам стоит потребовать у судьи определение, которое Вы можете обжаловать в вышестоящий суд в течение десяти дней с момента его вынесения. Жалоба в вышестоящий суд подается через тот суд, который вынес определение об отказе в принятии Вашего иска.
При
принятии искового заявления суд выносит определение о привлечении в процесс в
качестве третьих лиц органы опеки и попечительства. Данный орган, как правило,
расположен в муниципалитетах районов. Необходимость их привлечения в процесс
связана с обязательным обследованием жилищных условий родителей и ребенка, которое проводит специалист из привлеченной судом
организации. После проведения обследования жилья, органы опеки и попечительства
составляют акт обследования жилищных условий и представляют его в суд. Кроме
того, представитель органов опеки и попечительства обязан представить суду
заключение по факту рассматриваемого судом иска и на основании проведенного
акта обследования жилищных условий. Данное заключение представитель органов
опеки и попечительства вправе дать суду как в
письменной, так и в устной форме, причем на любой стадии процесса до того
момента, как суд удалится на совещание.
При составлении искового заявления об определении режима воспитания ребенка (детей) чрезвычайно важным является отражение следующих фактов - указание на привязанность ребенка к истцу, наличие возможности полноценного обеспечение ребенка всем необходимым (продуктами, одеждой и т.д.), наличием жилья у истца и т.д. Тем не менее, суть иска должна составлять реальное положение вещей, а не иметь абстрактную форму, и тем более, выдуманные или приблизительные "факты", так как все изложенное в иске требует доказывания в ходе судебного разбирательства. Поэтому в ходе судебного разбирательства стоит уделить особое внимание показанием свидетелей (с каждой стороны), письменным доказательствам и т.д. Так же стоит отметить, что в суд может быть вызван ребенок (дети) сторон, мнение которых учитывается судом при достижении ребенка десятилетнего возраста и является решающим по достижению ребенка четырнадцатилетнего возраста.
Разумеется, суд учитывает только факты, имеющие отношения к характеру и порядку воспитания ребенка. Так, например, суд вправе критически отнестись к мнению ребенка в том случае, если оно базируется на неосмысленных прихотях ребенка. Однако наибольшие опасения сторон процесса, как правило, основываются на уверенности в том, что ребенок запуган другим родителем или иным образом настроен против него. В этом случае, исключительным средством в достижении результата, является норма, закрепленная в п. 2 ст. 179 ГПК РФ - в исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания. Лицу, участвующему в деле, после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы. Таким образом, сторона процесса вправе рассчитывать на правдивые и непредвзятые показания несовершеннолетнего ребенка.
Конечно, предсказать и спрогнозировать все нюансы гражданского процесса, затрагивающего данную проблему, невозможно. Данная статья имеет практическое применение в первую очередь для юриста-практика, а для лица, намеревающегося подать исковое заявление по указанному вопросу рекомендуется все-таки привлечение специалиста.